ИВАН БАЛАНДИН предлагает Вам запомнить сайт «Уроки прошлого»
Вы хотите запомнить сайт «Уроки прошлого»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Знающий историю своего народа, способен предсказать его будущее

Блог
Джин Тирни
ИВАН БАЛАНДИН 22 апр, 11:00
0 0
Кто сформировал денежный навес политической системы РИ?
ИВАН БАЛАНДИН 22 апр, 10:18
0 0
Дворянство и промышленные металлы подставили обществу свои плечи
ИВАН БАЛАНДИН 19 апр, 21:03
0 0

Последние комментарии

Людмила Малкина
Все картины классные!
Людмила Малкина Художник Орест Кипренский
Леонид Минаков
Виктория Козина (Гуща)
валерий Арутюнов
Виктория Козина (Гуща)
валерий Арутюнов
Людмила Малкина
Людмила Малкина
Людмила Малкина
Людмила Малкина
Сейчас обсуждают
Художник Орест Кипренский

Художник Орест Кипренский

художник орест кипренский Орест Кипренский. Мастера русской портретной живописи. Орест Адамович Кипре́нский ( 1782—1836) — русский художник-портрети

ИВАН БАЛАНДИН 24 мар, 10:52
+3 1
"Так кто же на самом деле "заказал" русское самодержавие?" - А. Фурсов

"Так кто же на самом деле "заказал" русское самодержавие?" - А. Фурсов

https://youtu.be/PwRajclEalg

Агния *** * 22 мар, 08:46
+1 1
Подделка или Божественность? Решать вам!

Подделка или Божественность? Решать вам!

Подделка или Божественность? Решать вам! В 1898 году за рубежом были сделаны первые фотографии знаменитой Туринской плащаницы, в которую по преданию был зав

ИВАН БАЛАНДИН 11 мар, 00:34
0 4
Все тайны и предположения на 1492 год

Все тайны и предположения на 1492 год

Все тайны и предположения на 1492 год 30 августа тысяча четыреста девяносто второго года три каравеллы "Нинья", "Пинта" и "Санта-Мария", отправились из испанско

ИВАН БАЛАНДИН 9 мар, 16:30
0 1
12 великих женщин в истории

12 великих женщин в истории

12 великих женщин в истории Эти женщины — сама смелость. Они стали первопроходцами профессий, которые раньше считались исключительно мужскими, достигли нев

Виктор Суворов 8 мар, 13:00
+1 1
Пост признания талантливого француза США XX века

Пост признания талантливого француза США XX века

Пост признания талантливого француза США XX века Мишель Легран (фр. Michel Legrand, родился 24 февраля 1932 года, Париж) — французский композитор, пианист, пев

Виктор Суворов 24 фев, 22:06
+2 1
КОМПОЗИТОР, КОТОРОГО НЕ ПОГУБИЛИ НИ БОГАТСТВО, НИ НИЩЕТА

КОМПОЗИТОР, КОТОРОГО НЕ ПОГУБИЛИ НИ БОГАТСТВО, НИ НИЩЕТА

Композитор, которого не погубили ни богатство, ни нищета Биография Оратория Генделя Мессия (Messiah) – в числе всемирно любимых и популярных произведений, н

Виктор Суворов 23 фев, 15:12
+1 1
Сладкая перспектива на скорую руку к чаю - отрицается "на ура"

Сладкая перспектива на скорую руку к чаю - отрицается "на ура"

СЛАДКАЯ ПЕРСПЕКТИВА НА СКОРУЮ РУКУ К ЧАЮ - ОТРИЦАЕТСЯ "НА УРА" Сибирская дорога строилась не одной колеей, но к тому времени, когда сплошной путь был постро

ИВАН БАЛАНДИН 21 янв, 11:31
0 1
Читать
Джин Тирни

Джин Тирни

22 апр, 11:00
0 0
Кто сформировал денежный нав…

Кто сформировал денежный навес политической системы РИ?

22 апр, 10:18
0 0
Дворянство и промышленные ме…

Дворянство и промышленные металлы подставили обществу свои плечи

19 апр, 21:03
0 0
Понтий Пилат: преступление, …

Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение

14 апр, 13:40
0 0
СТРАШНОЕ ОРУЖИЕ ЗНАМЕНИТЫХ ГОРЦЕВ

СТРАШНОЕ ОРУЖИЕ ЗНАМЕНИТЫХ ГОРЦЕВ

13 апр, 18:56
+1 0
Космос. Есть ли перспективные миры?

Космос. Есть ли перспективные миры?

12 апр, 22:56
+1 0

КАК ИСЛАМ В РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ ВТОРГАЛСЯ

развернуть

Как Ислам в Российскую Империю вторгался

КАК ИСЛАМ В РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ ВТОРГАЛСЯ

Российская государственная политика в отношении ислама в Туркестане выстраивалась постепенно. Так, основным в мусульманской политике первого генерал-губернатора Туркестана генерал-лейтенанта К. П. фон Кауфмана было последовательное “игнорирование” ислама, то есть “ни гонений, ни покровительства”. На практике это никоим образом не означало, что “мусульманский вопрос” в Туркестане был пущен на самотек и выпадал из поля зрения русской власти.

Преемник Кауфмана генерал-майор М. Г. Черняев был противником политики “игнорирования” и считал, что в будущем это ни к чему хорошему не приведет. После Андижанского восстания 1898 г. в 1899 г. генерал-губернатор Туркестана генерал от инфантерии С.М. Духовской представил Николаю II доклад под названием “Ислам в Туркестане”, в котором ставилась задача “беспощадной борьбы” с исламом во всей империи. Помимо жестких мер генерал Духовской предлагал усилить “слияние” русского и туземного населения.

Генерал-губернатор Туркестана в 1904 – 1905 гг. генерал от кавалерии Н. Н. Тевяшов считал, что “принцип невмешательства в религиозный быт населения не вызвал неудобств ранее и не вызывает теперь”.

Туркестанский генерал-губернатор 1908 – 1909 гг. генерал от артиллерии П. И. Мищенко констатировал проявление мусульманского фанатизма в крае и видел для себя два средства снизить накал ситуации: всесторонняя поддержка со стороны государства “тайной агентуры” среди мусульман, как Туркестана, так и сопредельных стран, и увеличение количества русско-туземных школ. Его преемник генерал-губернатор генерал от кавалерии А. В. Самсонов в 1909 – 1913 гг. проявил больший, чем два его предшественника, интерес к “мусульманскому вопросу”. 8 августа 1909 г. он сообщил лично премьер-министру П. А. Столыпину о крайнем “не спокойствии” в крае и “подъеме” в местной мусульманской среде.

Известный туркестанский педагог, миссионер и востоковед Н. П. Остроумов считал, что русская администрация должна была “выработать такие от-

ношения к туземному населению, которые бы не особенно стесняли его и в то же время были бы согласны с основными государственными интересами России”.

Добиться этого попытались через систему образования. Народное образование в крае представляло собой два практически непересекавшихся направления: русские учебные заведения (гимназии, учительские семинарии и т. д.) и традиционные для мусульман мактабы и медресе. Между школами кочевого и оседлого населения Туркестана существовали определенные различия, вызванные разными способами ведения хозяйства и образом жизни. Дети кочевников часто не получали вообще никакого образования или учились у так называемых “бродячих” учителей.

Им противостояли кадимисты – та часть духовенства и мактабдаров, которая придерживалась более консервативных взглядов не только на реформы в сфере образования, но и в целом на изменения жизненного уклада мусульман Туркестана.

Правительство пыталось сблизить русскую и местную системы образования, создавая так называемые русско-туземные школы, где дети коренных народов обучались вместе с русскими детьми и на русском языке. При этом учебная программа сохраняла для них изучение Корана, основных догматов ислама, арабского языка и т. д. Но, по мнению директора Ташкентской мужской гимназии Остроумова, большинство из русских чиновников в крае оказались “плохими культуртрегерами”.

Существует определенная закономерность, которую нельзя не отметить: все крупные политические деятели и представители интеллектуальной и политической элиты Туркестана первой половины XX в. получили не только начальное традиционное образование в мактабе, но также являлись выпускниками либо русско-туземных школ, либо классических гимназий. Это явление не носило массового характера и скорее было исключением, которое только подтверждало правило – подавляющее большинство детей коренного населения Туркестана обучалось в рамках традиционной религиозной мусульманской школы.

14 января 1906 г. Государственной думой были утверждены новые правила для начальных национальных училищ. Теперь для облегчения перехода учащихся-инородцев к изучению русского языка учебники и пособия должны были печататься на родном наречии кириллицей, а для народов, имеющих национальный алфавит, в двойной транскрипции.

Осенью 1910 г. в Государственную думу был внесен проект о введении всеобщего обучения. Он вызвал оживленные комментарии мусульманской печати, которая высказывала опасения, что это мероприятие повлечет за собой превращение мусульманских школ в правительственные, в которых будет запрещено преподавание религии и родного языка.

Персидская и младотурецкая революции первого десятилетия XX в. усилили интерес российского правительства к оппозиционному мусульманскому движению. Одним из направлений национальной политики стала борьба с панисламизмом и пантюркизмом, под которым в России понималось всякое проявление культурно-политического самосознания мусульман. В приверженности панисламизму обвинялись, прежде всего, представители мусульманской интеллигенции.

Однако нельзя не отметить тот факт, что после турецкой революции в политическом сознании российских мусульман действительно наметилась сильная протурецкая ориентация, которая серьезно беспокоила власть. В целом комплексе вопросов Турция воспринималась российскими мусульманами как ориентир, к которому нужно стремиться.

В 1908 г. при Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора была сформирована особая комиссия “По вопросу разведки вне и внутри Туркестанского края”. В вопросах административного устройства края комиссия признала необходимым отказаться от специальной системы управления для мусульман и подчинить их общеимперскому законодательству. В области религиозной политики была образована специальная православная миссия в Ташкенте. Помимо этого правительство все активнее проводило переселение русских крестьян из Центральной в Азиатскую Россию.

В целях выяснения настроений мусульманского населения в 1910 г. депутат Государственной думы С. Н. Максудов (Максуди) отправился в поездку по Волге, Уралу, Туркестану и Кавказу. Он с удовлетворением отмечал, что даже в юртах туркмен можно было встретить джадидские газеты “Вакт” (Время) и “Тарджиман” (Переводчик). По его мнению, в Бухаре положение оказалось хуже, чем его обычно представляют, а в Коканде, наоборот, имелось около 16 новометодных школ и хороший кружок прогрессивно мыслящей молодежи. Правительственные газеты отмечали, что впредь подобного рода “политические турне агентов панисламизма” должны быть недопустимы.

Проводниками панисламистских и пантюркистских идей среди мусульман России правительство и “компетентные органы” считали поволжских татар. Это была наиболее образованная и интегрированная в общеимперское здание часть мусульманского общества. Вместе с тем, несмотря на достаточно высокий уровень европеизации, среда татарской интеллигенции была полноценной мусульманской средой, не отказавшейся от своей национальной и религиозной идентичности.

Правительство очень боялось усиления влияния поволжских татар в Туркестане. Им чинились всяческие препоны в возможности участвовать в экономическом развитии Туркестанского края. В 1910 г. было создано “Особое совещание для выработки мер по противодействию татаро-мусульманскому влиянию”. Совещание видело одной из насущных задач русского государственного строительства противодействие создаваемой между мусульманами религиозной и национальной сплоченности, а также вредному влиянию панисламистских и пантюркистских агитаторов. По мнению участников совещания, не подлежало сомнению, что указанного рода явление представляет для русского государства грозную опасность, так как в случае объединения всех тюркских и мусульманских народов России, насчитывавших тогда около 20 млн. человек, “государству… будет угрожать со всего внутреннего востока и юга серьезная культурная борьба, исход которой предугадать весьма трудно”.

Из ответа Остроумова следует, что частные новометодные школы края правительству не подконтрольны. Что же касается связей с Турцией, то на этот счет официальных сведений в Управлении учебными заведениями не было. По личному мнению самого Остроумова, такая связь существовала. По крайней мере, как полагал Николай Петрович, некоторые учителя новометодных мактабов находились если не в прямых сношениях с Турецким просветительским комитетом “Единение и Прогресс”, то в идеологической и нравственной зависимости от последнего. Он считал, что затронутый вопрос имеет первостепенное государственное значение, и на него давно следовало обратить внимание на самом высоком правительственном уровне.

В течение 1911 г. недостающая законодательная и нормативная база была разработана и принята Министерством народного просвещения и Государственной думой. Для ее применения в Туркестане в январе 1912 г. краевой администрацией были составлены основные правила: открытие новометодных мактабов с началами общеобразовательных знаний допускается только с разрешения инспекции народных училищ; необходимо наблюдать, чтобы в новооткрываемые школы назначались учителя той же национальности, что и учащиеся; рекомендовать в таких школах преподавание русского языка; при открытии школ требовать представления программ учебных курсов с обязательным указанием рекомендуемой учебной литературы к ним. Эти правила распространялись не только на открывающиеся, но и на уже существующие учебные заведения.

В свою очередь, боязнь контроля со стороны государства можно объяснить, с одной стороны, традиционной закрытостью мусульманского общества и нежеланием допускать в святая-святых – вопросы воспитания – иноверцев. С другой, как показывают документы, мактабдарам было что скрывать от государства, поскольку новометодные школы были местом пропаганды не только новаторских технологий в области педагогики, но и антиправительственных настроений.

С другой стороны, согласно всеподданнейшему отчету Министерства народного просвещения за 1913 г., в Туркестане насчитывалось 6022 мактаба из 9723, имевшихся в империи, 445 медресе из 1064, действовавших по стране. В 1912 г. в России насчитывалось 23 мусульманские типографии, в которых издавалось только на “киргизском языке 36 изданий, на сартовском – 40, на всех мусульманских языках в России печаталось книг и брошюр – 2 812 000 экземпляров, из них религиозного содержания – 1 282 000″.

Еще в начале 1910 г. Министерство иностранных дел России стало получать сведения о разрабатывавшемся в Турции плане по сбору средств на усиление армии и флота. План содержал обращение к российским мусульманам оказать турецкой армии посильную материальную помощь. Это не могло не насторожить российскую сторону. Руководство МИД и МВД полагало, что в случае военного столкновения с Турцией приверженцы ислама в России встанут на сторону “братьев-мусульман”. Отсюда требование – установить самый тщательный контроль за перемещением по территории России лиц, имеющих турецкое подданство. Главная задача была – выяснить, кто из местного населения поддерживает связи или может пойти на контакт с турецкими шпионами.

В августе 1910 г. дипломатический чиновник при Туркестанском генерал-губернаторе в секретном сообщении информировал Туркестанское районное охранное отделение, что по сведениям, имеющимся в МИД России, замечается усиленная панисламистская деятельность младотурок в отношении многочисленного мусульманского населения империи. А именно, в Россию под видом купцов и паломников посланы опытные турецкие эмиссары. В министерстве не без оснований полагали, что определенная их часть устремится в Туркестан, поэтому просили установить самый тщательный надзор за всеми подозрительными иностранцами.

В мае 1909 г. в Ташкенте открылось мусульманское просветительское общество “Помощь”. Своей задачей оно считало оказание нравственной и материальной помощи нуждающимся. По сведениям ТРОО, под “нуждающимися” часто понимались единоверцы Османской империи, а собранные средства предназначались им. В Закаспийской области был известен случай сбора денег в пользу “Красного Полумесяца”, разрешенный начальником Красноводского уезда. Сбор денег был прекращен по распоряжению начальника области, а собранные деньги сданы в местное казначейство.

2 декабря 1912 г. Департамент полиции направил срочную телеграмму в ТРОО, в которой просил предоставить обстоятельную информацию об отношении различных кругов туркестанского населения к событиям на Балканском полуострове, указав, замечается ли и в каких именно слоях сочувствие к какой-либо из воюющих сторон и в чем оно выражается, какие вообще высказываются соображения по вопросу желательности вмешательства России в “славянский вопрос” на Балканах.

2 января 1913 г. из Ташкента отправили ответ – местное русское население, безусловно, сочувствует славянам; мусульмане симпатизируют туркам, и среди интеллигенции приобретают все большее влияние идеи панисламизма. Кроме разговоров “сочувствие выражается сбором пожертвований доходящих у мусульман до весьма значительных сумм”. Вмешательство России в Балканский конфликт на стороне славян подтвердит у местных мусульман уже существующее убеждение, что война славянских народов и Турции была вызвана Россией. Между тем местное русское население высказывает опасения в неподготовленности России к войне.

На фоне разгоравшегося Балканского конфликта в 1913 г. среди российских мусульман все сильнее обсуждался вопрос о якобы предстоящей войне России с Китаем. В Департаменте полиции полагали, что турецкие эмиссары, в случае действительного начала такой войны, вполне могли вести агитацию за объединение мусульманских народов и их отделение от России, с последующим нападением на последнюю в союзе с Японией и Китаем.

Имелись сведения, что так называемым “мусульманским комитетом” из Тифлиса рассылались прокламации на турецком языке, направленные против России и призывавшие мусульман объединиться и “кровью защитить ислам, дабы не дать христианам восторжествовать и уничтожить мусульманство”.

Поэтому в Турции решили разделить панисламизм как движение на две части: на политическую и религиозную, и начать с религиозного объединения мусульман, обратив особое внимание на развитие фанатизма в народных массах и, одновременно с этим, на ознакомление масс с современной культурой. Пропагандистов в Россию было решено пока не направлять, “возложив обязанности по пропаганде панисламистских идей в России на избранных местных мусульман, сочувствующий этим идеям”.

Для достижения цели Турция планировала принять следующие меры: открытие во всех городах с мусульманским населением возможно большего числа духовных школ; организация съездов видных общественных деятелей и духовенства для составления и издание учебников и книг по всем отраслям знаний на общедоступном для мусульман языке для их бесплатного распространения; издание во всех городах с мусульманским населением газет на местном языке для пропаганды панисламистских и пантюркистских идей; бесплатное обучение мусульманской молодежи всех стран в высших мусульманских школах Мекки и Медины для последующего распространения ими идеи религиозного объединения мусульман; направление лиц для ведения религиозного объединения местного мусульманского населения. Из этого следует, что под турецкими эмиссарами и агентами не всегда следует понимать лиц, имевших турецкое подданство. В первую очередь ставка делалась на российских мусульман. Они и были главными “турецкими шпионами”. Подданных Турции были единицы. Это подтверждают документы ТРОО.

В середине 1915 г. на юго-восточных рубежах России было неспокойно. Многочисленные документы свидетельствуют о росте антироссийских настроений в сопредельных с Русским Туркестаном государствах. По сообщениям разведки, Афганистан усиленно готовился к войне с Россией. Отмечалось о прибытии турецких войск на его территорию. В армию призывались горные племена, спешно обучаемые германскими и турецкими инструкторами. Населению в провинциях раздавалось оружие. В приграничной полосе сохранялось видимое спокойствие, но война с Россией считалась неизбежной.

Непростой ситуация была в Персии, особенно в пограничных с Россией северных районах. Для борьбы с немецким и турецким влиянием в пределах Хорасана Россия командировала в Персию специальный отряд.

Бухарское и хивинское правительства оказывали содействие в снабжении воюющей русской армии. Так эмир бухарский на личные средства оборудовал лазарет в Ялте и пожертвовал 100 тыс. руб. на нужды Красного Креста, 100 тыс. – в пользу семей, призванных на фронт, и 1 млн. – на нужды военного времени по усмотрению русского правительства. Хан хивинский пожертвовал 1 тыс. тулупов и другие теплые вещи и 100 тыс. руб. деньгами.

Несмотря на это, выходцы из Бухары и сопредельных с Россией азиатских государств были широко задействованы в шпионской работе, особенно активно развернувшейся в Туркестане накануне и в ходе первой мировой войны. Кроме того, для выполнения разведывательных задач, в том числе на территории края, под различными благовидными предлогами европейские государства, прежде всего – Германия и Великобритания – практиковали поездки своих офицеров и дипломатов.

Один из наиболее видных татарских просветителей Ахмад Заки Валиди (Валидов) накануне войны совершил две научные поездки в Туркестан (в Фергану и Восточную Бухару) в период с конца 1913 по март 1914 г., а затем с 31 мая по 4 августа 1914 года. На встречах с туркестанскими и бухарскими джадидами одной из основных обсуждаемых тем была начавшаяся в Европе война. По мнению Валиди, победа ожидала Германию, а Россия, будучи по европейским меркам отсталой страной, окажется побежденной. С учетом такой ситуации Турция поддержит Германию, что приведет к новой политической ситуации, благодаря которой перед мусульманскими странами, в том числе Туркестаном, откроется возможность избавиться от ненавистного колониального ярма, добиться национально-государственной независимости. Эти мысли Валиди имеют много общего с пропагандистскими обращениями Германии к российским военнопленным-мусульманам.

Валиди был глубоко убежден, что “на протяжении последних сорока лет передовая культура, достижения прогресса не доходили до народов Туркестана, а то, что вошло в их жизнь, было нацелено на разрушение фундаментальных основ образа жизни, сознания, культуры, быта мусульманского населения”. Валиди имел в виду отсутствие статуса российского гражданства для населения Туркестана со всеми вытекающими отсюда последствиями: соответствующими институтами и учреждениями, гарантией гражданских прав, свобод и обязанностей и т. д. К “правам” мы можем отнести избирательные права, которых край был лишен и о необходимости восстановления которых велась обширна политическая дискуссия на разных уровнях. К “обязанностям” – несение воинской повинности. Отношение к этому вопросу при всех административно-управленческих просчетах со стороны властей, которых в других регионах империи было ничуть не меньше, было крайне негативным, что и проявилось в 1916 году.

В 1920-х гг. П. Н. Милюков, размышляя в эмиграции на тему о происхождении национального вопроса в России, делал вывод: “Антинациональная и ассимиляционная политика, обращенная национальным большинством против меньшинств… чрезвычайно редко увенчивалась успехом. Большей частью она вела к озлоблению и обострению отношений, к болезненному росту преследуемого национального чувства, к ослаблению, а при первом удобном случае и распадению государств, которые позволяли себе подобную политику”.

В начале XX в. Россия проиграла Турции “идеологическую войну”. В фондах ТРОО существует масса документов, сообщающих о протурецких, пантюркистских и панисламистских настроениях среди коренного населения.

Генерал-губернатор настаивал, чтобы “Туркестанская туземная газета” помимо обязательных подписчиков распространялась среди грамотных мусульман, которые в настоящее время или вовсе не получают газет, или довольствуются частными газетами на татарском языке. “К сказанному считаю не лишним добавить, – писал начальник края, – что “Туркестанская туземная газета”, кроме освещения событий текущей жизни в доступном для туземцев изложении, может принести подписчикам и реальную пользу своим бесплатным приложением земледельческой газеты “Дехкан”, составляемой специалистами-агрономами, при заведывании изданием Туркестанского общества сельского хозяйства”.

Информационным и идеологическим вакуумом в определенной мере смогла воспользоваться Турция, которая, используя в достаточно широком объеме все виды религиозной агитации и антирусской пропаганды, опираясь на агентов влияния, прежде всего в среде национальной интеллигенции (в основном мактабдаров новометодных школ) и части духовенства, вела игру на национальных и религиозных чувствах коренного населения Туркестана.

В начале XX в. ислам через густую сеть религиозных учреждений и многотысячную армию священнослужителей продолжал регламентировать не только общественные взаимоотношения, но и частную жизнь населения Туркестана. Сохранение за духовенством ведущей роли в воспитании молодежи в значительной мере определило устойчивость их воздействия на мировоззрение верующих. Так в начале 1916 г. из-за финансовых затруднений российское правительство решило прибегнуть к внутренним займам. В Туркестане население отказывались участвовать в займах, так как, согласно шариату, ростовщичество считалось небогоугодным делом. Только после обращения туркестанских властей к духовенству ситуация изменилась. Мусульманские священнослужители издали фетвы, в которых призвали население принять участие в благопристойном деле.

Вскоре на огромной территории Туркестана и Степного края разгорелось массовое восстание, реально угрожавшее как социально-политическому спокойствию на азиатских рубежах империи, так и ее экономическому могуществу. Туркестан и ранее периодически сотрясали антироссийские восстания, которые, в независимости от того, какие определения давали им современники или дают историки нашего времени, отражали вполне очевидное и естественное стремление к освобождению от русской зависимости.

Восстания прокатились более чем в 100 местностях Ферганской области, 28 – Самаркандской, 20 – Сыр-Дарьинской. Против восставших были брошены карательные отряды. 18 июля 1916 г. Туркестан был объявлен на военном положении.

Наиболее массовый и в какой-то степени организованный характер носило восстание в Ходженте и Джизаке – ранее двух бухарских крепостях, оказавших ожесточенное и длительное сопротивление русским войскам во время присоединения Средней Азии. Политика “игнорирования” неизбежно сближала духовенство с массой простых мусульман и ставила его во главе всякого рода скрытых и явных антиправительственных и антирусских движений. Другими словами, если бы из мусульманского духовенства сделали бы государственных чиновников, а именно так правительство поступило в Поволжье и Крыму, ситуация в Туркестане выглядела бы иначе.

Обострение мусульманского вопроса в начале XX в. и особенно в годы первой мировой войны в России в целом, и в Туркестане в частности, вылившееся в итоге в масштабное восстание 1916 г., было связано с крупными изменениями в исламском мире вообще. Начавшиеся Балканские войны 1912 – 1913 гг. воспринимались мировой и российской общественностью как межцивилизационный конфликт. Это усилило влияние в России националистических тенденций и привело к формированию антимусульманской фобии. Турция, с которой Россия воевала на протяжении нескольких веков, ведя активную пропагандистскую работу, предложила мусульманам России идею единства всех мусульман. Российское правительство оказалось неспособным ничего противопоставить в качестве упреждающего или ответного идеологического хода.

Более того, Россия, с одной стороны призывала своих мусульман, в том числе туркестанских, “проникнуться духом русской гражданственности”, с другой, сохраняла дифференцированный подход к гражданам империи в этноконфессиональном вопросе. Русская администрация Туркестана только в середине 1915 г. стала делать некоторые самостоятельные шаги по пересмотру отношения к “мусульманскому вопросу”, понимая какими опасностями грозит возможный взрыв недовольства коренного населения, особенно в условиях войны.

Правительство все активней использовало русский национализм как инструмент для стабилизации положения как внутри страны, так и за ее пределами. Такая ситуация была закономерным следствием непродуманной национальной политики в империи. Нередко власть пыталась найти ответы на вопросы нового времени, прибегая к старым способам решения проблем. Но устаревшие механизмы руководства многонациональной империей все чаще давали сбой. Подобная политика в немалой степени способствовала значительному снижению лояльности части мусульманского сообщества России по отношению к государству.

Тем не менее, не стоит представлять мусульманское население Туркестана как “монолитную среду”. Здесь и до, и после прихода русских происходили постоянные столкновения на национальной почве, в основном по вопросам земле- и водопользования. И, тем не менее, мусульманский фактор, как связующая основа конфессионального единства коренного населения, являлся, пожалуй, важнейшей проблемой, с которой столкнулись русские чиновники в Туркестане.


Источник →

Опубликовал ИВАН БАЛАНДИН , 11.04.2017 в 21:30

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Универсальный блок

Несколько слов о сайте и его задачах в теме НОВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ САЙТ...

Блог
Джин Тирни

Джин Тирни

ДЖИН ТИРНИ 19 ноября 1920 года родилась Джин Тирни ( Gene Tierney ) , блистательная американская актриса, "новая Джоконда" с загадочной улыбкой, "золотая девушка Голливуда". "Хотя Джин казалась красивой и в кино, и на фотографиях, камера не передавала и десятой д…

ИВАН БАЛАНДИН 22 апр, 11:00
0 0
Кто сформировал денежный навес политической системы РИ?

Кто сформировал денежный навес политической системы РИ?

Кто сформировал "денежный навес" политической системы РИ? В 1687-1708 годах дела были таковы, что Украина разделялась на левобережную и правобережную, а гетманом первой являлся Иван Степанович Мазепа. Появление произошло из украинской шляхты. В воспитательных бумагах польского кор…

ИВАН БАЛАНДИН 22 апр, 10:18
0 0
Дворянство и промышленные металлы подставили обществу свои плечи

Дворянство и промышленные металлы подставили обществу свои плечи

Дворянство и промышленные металлы подставили обществу свои плечи Гавриил Иванович Головкин, несмотря на то, что его брат был преступником, являлся государственным деятелем, а с 1707 года и графом. Родом он состоял из дворян. Первым из Головкиных на службу ко двору поступил его дед, благо…

ИВАН БАЛАНДИН 19 апр, 21:03
0 0
Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение

Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение

Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение Вставная повесть о Пилате у Булгакова… представляет собой апокриф, весьма далекий от Евангелия. Главной задачей писателя было изобразить человека, "умывающего руки", который тем самым предает себя. А. Мень …

ИВАН БАЛАНДИН 14 апр, 13:40
0 0
СТРАШНОЕ ОРУЖИЕ ЗНАМЕНИТЫХ ГОРЦЕВ

СТРАШНОЕ ОРУЖИЕ ЗНАМЕНИТЫХ ГОРЦЕВ

Страшное оружие знаменитых горцев ДИРК - (гэльск. Biodag) традиционный шотландский кинжал. Дирк является производной от кинжала баллок. Дирк довольно серьезное оружие с прямым клинком, плавно сбегающим к острию. Как правило клинок длиной около 300 мм, с полуторной, реже односторо…

ИВАН БАЛАНДИН 13 апр, 18:56
+1 0
Космос. Есть ли перспективные миры?

Космос. Есть ли перспективные миры?

Космос. Есть ли перспективные миры? История освоения космоса — самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы вы…

ИВАН БАЛАНДИН 12 апр, 22:56
+1 0
ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ПОХОДОВ. НО ЭТО НЕ ТО, О ЧЕМ ВЫ ПОДУМАЛИ

ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ПОХОДОВ. НО ЭТО НЕ ТО, О ЧЕМ ВЫ ПОДУМАЛИ

Женщины во время военных походов. Но это не то, о чем вы подумали Маркитанты - профессия Кто такой Маркитант, его функции. Что делает профессиональный Маркитант, его качества, должностные инструкции, обязанности и профессиональные заболевания. Что значит плохой и хороший Маркитант.…

Виктор Суворов 9 апр, 20:40
0 0
1920-е годы. Любовь и революция

1920-е годы. Любовь и революция

1920-е годы. Любовь и революция После революции социальные эксперименты начались во всех областях общественной жизни. Изменения представлений о браке и любви, произошедшие в среде радикально настроенной молодежи, можно назвать сексуальной революцией. С начала 20-х годов …

ИВАН БАЛАНДИН 8 апр, 11:39
+1 0
Воскресение Христово – Пасха. Традиции, обычаи, приметы

Воскресение Христово – Пасха. Традиции, обычаи, приметы

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО – ПАСХА. ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. От даты Пасхи зависит и Устав церковной службы (с этого дня начинается отсчет «столп…

ИВАН БАЛАНДИН 8 апр, 09:54
0 0
ГЕРОИ АЛЕКСАНДРА ДЮМА. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ ИЛИ ПРОСТО НАСМЕШКА СУДЬБЫ

ГЕРОИ АЛЕКСАНДРА ДЮМА. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ ИЛИ ПРОСТО НАСМЕШКА СУДЬБЫ

Герои Александра Дюма. Вернуться домой, чтобы умереть или просто насмешка судьбы Френд Усачева подала мне идею написать цикл заметок «Проклятые королевы», о знаменитых правительницах, жизнь которых трагически оборвалась: Мария Стюарт, Мария-Антуанетта, Элизабет Баварская, Александра Фе…

ИВАН БАЛАНДИН 7 апр, 17:13
0 0

Последние комментарии

Людмила Малкина
Все картины классные!
Людмила Малкина Художник Орест Кипренский
Леонид Минаков
Виктория Козина (Гуща)

Последние комментарии

Людмила Малкина
Все картины классные!
Людмила Малкина Художник Орест Кипренский
Леонид Минаков
Виктория Козина (Гуща)
валерий Арутюнов
Виктория Козина (Гуща)
валерий Арутюнов
Людмила Малкина
Людмила Малкина
Людмила Малкина
Людмила Малкина