ИВАН БАЛАНДИН предлагает Вам запомнить сайт «Уроки прошлого»
Вы хотите запомнить сайт «Уроки прошлого»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Знающий историю своего народа, способен предсказать его будущее

Блог
Джин Тирни
ИВАН БАЛАНДИН 22 апр, 11:00
0 0
Кто сформировал денежный навес политической системы РИ?
ИВАН БАЛАНДИН 22 апр, 10:18
0 0
Дворянство и промышленные металлы подставили обществу свои плечи
ИВАН БАЛАНДИН 19 апр, 21:03
0 0

Последние комментарии

Людмила Малкина
Все картины классные!
Людмила Малкина Художник Орест Кипренский
Леонид Минаков
Виктория Козина (Гуща)
валерий Арутюнов
Виктория Козина (Гуща)
валерий Арутюнов
Людмила Малкина
Людмила Малкина
Людмила Малкина
Людмила Малкина
Сейчас обсуждают
Художник Орест Кипренский

Художник Орест Кипренский

художник орест кипренский Орест Кипренский. Мастера русской портретной живописи. Орест Адамович Кипре́нский ( 1782—1836) — русский художник-портрети

ИВАН БАЛАНДИН 24 мар, 10:52
+3 1
"Так кто же на самом деле "заказал" русское самодержавие?" - А. Фурсов

"Так кто же на самом деле "заказал" русское самодержавие?" - А. Фурсов

https://youtu.be/PwRajclEalg

Агния *** * 22 мар, 08:46
+1 1
Подделка или Божественность? Решать вам!

Подделка или Божественность? Решать вам!

Подделка или Божественность? Решать вам! В 1898 году за рубежом были сделаны первые фотографии знаменитой Туринской плащаницы, в которую по преданию был зав

ИВАН БАЛАНДИН 11 мар, 00:34
0 4
Все тайны и предположения на 1492 год

Все тайны и предположения на 1492 год

Все тайны и предположения на 1492 год 30 августа тысяча четыреста девяносто второго года три каравеллы "Нинья", "Пинта" и "Санта-Мария", отправились из испанско

ИВАН БАЛАНДИН 9 мар, 16:30
0 1
12 великих женщин в истории

12 великих женщин в истории

12 великих женщин в истории Эти женщины — сама смелость. Они стали первопроходцами профессий, которые раньше считались исключительно мужскими, достигли нев

Виктор Суворов 8 мар, 13:00
+1 1
Пост признания талантливого француза США XX века

Пост признания талантливого француза США XX века

Пост признания талантливого француза США XX века Мишель Легран (фр. Michel Legrand, родился 24 февраля 1932 года, Париж) — французский композитор, пианист, пев

Виктор Суворов 24 фев, 22:06
+2 1
КОМПОЗИТОР, КОТОРОГО НЕ ПОГУБИЛИ НИ БОГАТСТВО, НИ НИЩЕТА

КОМПОЗИТОР, КОТОРОГО НЕ ПОГУБИЛИ НИ БОГАТСТВО, НИ НИЩЕТА

Композитор, которого не погубили ни богатство, ни нищета Биография Оратория Генделя Мессия (Messiah) – в числе всемирно любимых и популярных произведений, н

Виктор Суворов 23 фев, 15:12
+1 1
Сладкая перспектива на скорую руку к чаю - отрицается "на ура"

Сладкая перспектива на скорую руку к чаю - отрицается "на ура"

СЛАДКАЯ ПЕРСПЕКТИВА НА СКОРУЮ РУКУ К ЧАЮ - ОТРИЦАЕТСЯ "НА УРА" Сибирская дорога строилась не одной колеей, но к тому времени, когда сплошной путь был постро

ИВАН БАЛАНДИН 21 янв, 11:31
0 1
Читать
Джин Тирни

Джин Тирни

22 апр, 11:00
0 0
Кто сформировал денежный нав…

Кто сформировал денежный навес политической системы РИ?

22 апр, 10:18
0 0
Дворянство и промышленные ме…

Дворянство и промышленные металлы подставили обществу свои плечи

19 апр, 21:03
0 0
Понтий Пилат: преступление, …

Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение

14 апр, 13:40
0 0
СТРАШНОЕ ОРУЖИЕ ЗНАМЕНИТЫХ ГОРЦЕВ

СТРАШНОЕ ОРУЖИЕ ЗНАМЕНИТЫХ ГОРЦЕВ

13 апр, 18:56
+1 0
Космос. Есть ли перспективные миры?

Космос. Есть ли перспективные миры?

12 апр, 22:56
+1 0

Путешествие Тьяльви: пример того, как включать поздние источники в сравнительное исследование локальных религий Северной Европы

развернуть

Путешествие Тьяльви: пример того, как включать поздние источники в сравнительное исследование локальных религий Северной Европы

В этой статье я хотел бы обратиться к идее того, как использовать более поздний материал в качестве указания на древнейшие источники — в сравнительной перспективе.

Это может быть проиллюстрировано обзором упоминаний Тьяльви (Þjálfi), известного как спутник Тора (Þórr) в древнесеверной мифологии, которые могут быть сопоставлены с материалами других культур Северной Европы. Связь саамских материалов XVIII в. и финских материалов XIX – XX вв. с древнесеверными источниками XIII в. является проблематичной во многих отношениях, в т.ч. хронологических и географических. Ранние исследования представляют нам ясную картину: саамская религия находилась под влиянием веры скандинавских соседей саамов, как было с религией финнов. Позднейшие исследования, однако, показали, что взаимодействие должно было быть гораздо более сложным, нежели указанное.

Заимствования и обмен — что мы подразумеваем?

Религиозное культурное слияние и обмен, как утверждал Ауке Хулткранц, это никоим образом не однократное действие. В большинстве случаев это процесс, который продолжается длительный период времени со многими встречами при различных условиях, знакомстве, насаждении и включении идей и мотивов среди групп различных людей.

Это не похоже на поход в библиотеку и заимствование книги. Это не единичное событие и, вероятно, происходит без четкого намерения или открытого выбора. Потому затруднительно установить, кто на кого во тьме раннего железного века в Скандинавии повлиял. Произвело ли жертвоприношение оленя на горном склоне Лапландии в качестве магического действа впечатление на сборщиков дани норвежского господина, или это культовое празднество в Уппсале впечатлило финских торговцев, которые рассказали о нём своим приятелям из Сатакунты (Satakunta), что привело к изменениям в религии? Что бы ни произошло, оно оставило нам следы в письменных источниках, чернилами на бумаге или коже. Следы чего-то, что во многих отношениях было чем-то большим, чем чернила на бумаге: контакт с божеством, запах крови на идолах и рассказы о могуществе, способном изменить жизнь. Следы подобны сплетням о вещах и встречах, что значили что-то в повседневной жизни людей по обе стороны языкового барьера. Я здесь попытаюсь показать, как ретроспективный сравнительный метод может помочь нам указать возможные новые перспективы, касающиеся источников древнесеверной религии.

Религии в качестве контекста друг друга.

Сравнительный метод может помочь нам раскрыть мотивы, что были скрыты, или мотивы, угадываемые только намёками в материалах различных периодов и культур. Наиболее похоже на то, что самые популярные персонажи широко распространённых верований, так называемые traditionsdominanter [традиционные доминанты], что притягиваются популярными мотивами и включаются ими в себя, являются главной целью метода. По ним есть богатый материал, как правило, из различных типов источников и различных времён. В данном случае для саамских, финских и древнеисландских религий, у нас есть бог грома в каждом культурном окружении — чрезвычайно популярный персонаж, свидетельства о котором указывают на защиту от хаоса и изобилие как центральные темы, связанные с этой фигурой.

Язык саамов, однако, не един, но состоит из нескольких диалектов, подразделяемых на южный саамский (South Sámi), луле-саамский (Lule Sámi), северный саамский (North Sámi) и колтта-саамский (сколт, Skolt Sámi). При этом даже большее число подгрупп, таких как уме-саамский (Ume Sámi) и инари-саамский (Inari Sámi), принималось во внимание. При рассмотрении Скандинавского полуострова и региона Балтийского моря как единого культурного плавильного тигля сфера семантики бога грома становится центральной и выявляет, где мотивы и даже мифы способны были легко передаваться, вероятно, вследствие того, что создавали смыслы в повседневном мире поклоняющихся божеству. Мотивы мифологии переносятся в новое окружение, если они кажутся приемлемыми для верующих, а не в том случае, если их одобрили высшие авторитеты. До времени доминирования Церкви различные этнические группы взаимодействовали различным образом, через торговлю, войну, союзы и т.д. Не существовало исключительной межкультурной общности, обеспечивавшей поток идей и впечатлений. Однако, надо сказать, область смешения и высокая степень вовлечения не означали некритического заимствования друг у друга и копирования всей мифологической системы слово в слово. Каждая личность и религиозная общность выбирает свой собственный кусочек, формируя их и приспосабливая к личной системе. Культурная сфера Скандинавского полуострова сама по себе является причиной рассматривать источники в контексте друг друга даже при том, что это источники разного времени, и невзирая на культурные различия.

Кто писал источники?

У трёх местных религий Северной Европы имеются три индивидуальных, очень различающихся корпуса текстов в качестве главных письменных источников. Если коротко (и несколько упрощённо), саамские источники были, главным образом, записаны миссионерами Шведской и Датско-Норвежской церкви, но в период, когда саамская религия имела полную свободу действий. Финский материал был собран академиками в процессе полевых работ, но во времена, когда местная религия превратилась в народную религию, находящуюся под воздействием христианства. Древнесеверный материал был записан христианами спустя несколько сотен лет после официального обращения в христианство. У всех этих собирателей и наблюдателей была одна общая черта: все они были наблюдателями внешними.

Человек среди Божественного?

Помощник бога Грома появляется как неясный персонаж в нескольких различных местных религиях Северной Европы, таких как древнесеверная, саамская и финская (помощник также представлен в литовском материале, однако, хотя тема интересна, она не будет рассматриваться в данном исследовании). Различные источники разбросаны не только географически, но и по периоду в несколько сотен лет, с X по XX столетия. Тем не менее, они демонстрируют несколько общих черт.

Древнесеверная фигура Тьяльви является единственным персонажем, о ком сказано, что он был человеком (в широком смысле) в древнесеверной мифологии, который взаимодействовал с богами и который был возвышен до царства богов. Его сестра Рёсква (Röskva) известна нам только по имени. Однако даже это является предметом дискуссии, так как о Тьяльви и Рёскве сказано в «Песне о Хюмире» (Hymiskviða), что они были великанами, а этимология имени Тьяльви могла бы даже указывать на происхождение из альвов.

Для большинства образ помощника Тора знаком. Древнесеверный бог грома имеет многих персонажей в качестве закадычных друзей в своих путешествиях в Ётунхейм (Jötunheimr, Страна Великанов), обычно это Локи или Тьяльви, но есть также примеры Тюра в «Песне о Хюмире», не говоря уже о самом великане Хюмире, когда Тор отправился за Мидгардсормом (Miðgarðsormr, Мировой Змей) на рыбалку. В древнесеверных мифах Тор — единственный, кто часто путешествует со спутником.

Фигура Тьяльви уникальна в древнесеверном материале. Он — мужчина неизвестного возраста, нет оснований считать его ребёнком, но он не является также и независимым взрослым. Он — человек/великан, взятый в качестве слуги в царство богов. В отличие от Локи, Тьяльви никогда не рассматривается отдельно от Тора, и не становится героем своих собственных мифов. Предыдущие попытки объяснить образ Тьяльви были сосредоточены главным образом на его имени, и его связи с или же его замене на Локи, как спутника Тора.

Предположения, касающиеся имени Þjálfi, выдвигались по мало отличающимся направлениям. Одно из предположений — «Эльф-слуга», другие включают «Бойца кандалов» и «Сковывающий/Связывающий». В «Драпе о Торе» Эйлива Гудрунарсона, он назван sifuni вместе с Тором, намекая на «близкое родство либо по крови, либо по браку», что символизировало бы тесную связь с богом. Дополнительной информацией про Тьяльви было бы то, что он всё ещё присутствует в фольклорных материалах в Швеции XIX в. и по-прежнему в качестве слуги Тора. Ценным замечанием тут является также то, что Тор в подобном контексте часто описывался как «старик» или «старый Тор», и таким же образом бог грома описывался в саамском, эстонском и финском материале.

В религии саамов помощник бога грома называется Thoor-olmai [человек Тора]. Этот персонаж — скорее страж жестокого бога грома, который содержится в заключении из-за своего дурного нрава. В северной саамской традиции помощник — тот, кто освобождает бога, когда гремит гром. Но северные саамские источники также подразумевают, что это может быть сделано нойдой (noajdie), шаманом саамов. Иногда в южной традиции саамов Thoor-olmai охраняет нойду в то время, когда душа того путешествует в трансе. На месте Thoor-olmai мы также находим Thorens söner [сыновей Тора], Termes raskaste drängar [«Термесовы» быстрейшие работники], Thorens drängar Luleå(культовое место), Tordengudens dreng [работник/работники бога грома] и Thordens striidsman [солдат/боец бога грома]. Три из этих наименований подразумевают, что мы имеем дело с группой, не с одним персонажем. Он является сыном Громовержца, и, таким образом, наследником божественного. Саамский бог грома в южной части саамского лингвистического ареала именуется Нoragalles, имя это является заимствованием Скандинавского Þórr kall [старик Тор]. «Германизация» саамского материала также указывает на другую проблему: авторы источников интерпретировали информацию о Громовержце саамов в терминах Тора, не оставляя нам подсказок, насколько их интерпретация влияла на источники. Громовержец носит различные имена на разных саамских языках, имена с Hora- (Horagalles, Horanorias, Horesgudk) у южных саамов, в луле-саамском он Thora Galle, в пите-саамском (Pite Sámi) он Hora-Gallis и Pajan-Olmai [Гром-Человек]. В северных и восточных регионах он зовется Tiermes, Dierpmis и Termes.

Финский бог грома Ukko [Старик] не имеет помощника в том смысле, в котором он есть у бога грома в древнесеверной и саамской традициях. Однако, с другой стороны, tietäja [знающий, ведающий, ведун], специалист по ритуалам в досовременной Финляндии, именовался Ukon poika [сын Укко, парень Укко], указывая на тесную связь с богом. Знающий был в некотором смысле отражением божества и бог обеспечивал tietäjä оружием и защитной магией. В этом tietäjä и Ukko имели одну и туже функцию. Tietäjä мог также упоминаться как «полубог» или даже быть назван «богом».

Таблица 1
СаамскийДревнесеверныйФинский
Имя бога грома Horagalles — заимствованное древнесеверное Þórr и Норвежское kall (старик) Þórr зовётся стариком в поздних источниках Ukko [Старик], иногда (исключительно) зовётся Tuuri
Значение имени слуги Thoor-olmai, Человек Тора (ср. Pajan-olmai, Громовой Человек, Гром-Человек — имя саамского бога грома в некоторых областях) Þjálfi [Связывающий (герм. Gefessener); или Эльф-слуга] tietäjä [знающий, ведающий]
Природа слуги божественная человек/великан/эльф принятый богом Человек
Связь между богом и слугой Слуга бога в мифах.
Thorens söner , Thorens drängar, Tordengudens dreng, Thoor-olmai, Thordens striidsman, Termes […] drängar
Слуга бога в мифах; именуется sífuni Тора [родичем по браку] Ритуальный специалист; называемый Ukon poika [Старик/сын/парень бога грома]
Роль слуги Выпускает запертого бога (функция, разделяемая с шаманом); охраняет шамана, пока тот в трансе Помогает Громовержцу в его приключениях Религиозный специалист и связующее звено между богом и людьми; защищает от засухи, защищает урожаи и т.д., опираясь на могущество бога

Просто комбинируя этих трёх помощников бога грома, мы бы получили несуществующую, идеальную картину помощника Северного Громовержца с характерными чертами от XIII до XX столетия. Такое смешение могло бы дать в сумме следующее:

    • Он связан с Громовержцем или через родство по браку, или как сын.
    • Он освобождает бога грома и охраняет шамана в трансе. Он помогает Громовержцу. Он является религиозным специалистом в тесном контакте с Громовержцем и посредником между божеством и людьми. Он связан с шаманской деятельностью.
    • Он является божеством или человеком, ставшим божеством, или человеком со специальными умениями.

Если мы на мгновение остановим этот безумный спекулятивный поток и задумаемся, мы можем найти несколько моментов для критики. Прежде всего, источники происходят из различных, географически разбросанных мест. Во-вторых, они в большинстве случаев относятся к различным временным периодам. По крайней мере, расцвет саамской и финской религий отделён от расцвета религии древнесеверной несколькими сотнями лет. В-третьих, мы также можем сделать вывод, что обстоятельства, при которых различные источники были сохранены и записаны, также различаются. Что же делать?

Прежде всего, мы можем сделать вывод, что мы имеем материал с 1200х гг. до XX в. по всем религиям, пусть даже основные кодексы появились в различные временные периоды каждый. В течение этого времени новое прибавлялось и исключалось из материала.

Мы также можем сделать вывод, что христианизация ударила по каждой религии различным образом: с различной силой и с различными результатами.

Комбинируя все характеристики, мы получаем что-то, чего не существует, и что нельзя рассматривать как некую разновидность реальности. Что же тогда в нашей лаборатории? Является ли это движителем, что легко приведёт нас к новым открытиям? Нет. Является ли это картой, полностью характеризующий Северную концепцию помощника бога грома? Нет.

Что у нас имеется, так это куча предположений, дорожные знаки, указывающие направления, где мы можем найти больше подсказок чтобы решить загадку.

Таким образом, нам нужно использовать имеющиеся предположения и исследовать глубже материал, на который эти дорожные знаки указывают.

По моему твёрдому убеждению только доказательства, найденные в древнесеверном материале, говорят что-либо о концепции дохристианских скандинавских традиций. Саамский и финский материалы ни в коем случае не могут быть использованы для простого заполнения провалов в мифологии скандинавской и наоборот. Материалы в сравнительном исследовании, межкультурном или хронологическом, могут сказать нам что-либо только о культурном контакте или влиянии, и могут быть указанием назад во времени, но не могут быть единственными. Если это указывает на направление и найдены дополнительные признаки, это усиливает вероятность. Может быть, трудно принять здесь историческую тьму, но пока новый свет не будет пролит на этот вопрос, это наш единственный приемлемый вывод.

С этим набором правил и используя в качестве дорожных указателей саамский и финский материал, становится возможным возобновить изучение фигуры Тьяльви, переходя от предположений к вопросам:

1. Мыслился ли некогда Тьяльви как часть коллектива, группы?

2. Есть ли что-то, что связывает Тьяльви или Тора с шаманской деятельностью?

3. Могло ли быть имя Тьяльви названием для ритуального специалиста?

4. Является ли Тьяльви мифологической интерпретацией ритуального специалиста?

Вопрос 1: Тьяльви никогда не мыслился членом группы, как мыслился иногда помощник бога у саамов, кажется, кроме посещения Утгарда-Локи в Снорриевой «Эдде», группы в действительности весьма странной. Два человека/великана, бог/гигант на пути своего падения и бог грома. Миф выглядит компиляцией нескольких мотивов и более коротких рассказов, и исход мифа не вполне ясен.

Вопрос 2: Я не нашёл ничего, что связывало бы Тора или Тьяльви с шаманской деятельностью.

Вопрос 3: Нет, Þjálfi, вероятнее, будет человеческим именем, которое усиливает идею того, что он не является полноправным богом. Однако недавние открытия, возможно, дают нам новую информацию.

Пряслице

Пряслице из Салтфлитбю, Линкольншир, IX в. Надпись на вертикальной части читается как .oþen.ok.einmtalr.ok.þalfa.þeir (Óðinn ok Heimdallr ok Þjálfa, þeir, Один и Хеймдалль и Тьяльви, они)

Вопрос 4: Есть общие черты между действиями Thoor olmai и нойд по освобождению бога грома и действиями Тьяльви в мифе о битве с Хрунгниром (Hrungnir). В последнем Тьяльви обманом вынуждает великана встать на свой щит — и в версии Снорри, и у Эйлива в «Драпе о Торе». Таким образом, я предполагаю, что это миф о ритуальном высечении огня ударом, где великан Хрунгнир имеет каменное сердце с тремя выступами и вооружился точильным камнем перед столкновением с Тором с его стальным Молотом. И кажется не случайным, что компаньон Тора в этом мифе именно Тьяльви, а не Локи. Тьяльви делает возможной встречу Молота и точильного камня в воздушном пространстве, позволяя таким образом создать огонь/молнию при их столкновении. В целом представление об образе Тьяльви, кажется, имеет отношение к связи между людьми и могущественнейшим из богов как мифологической интерпретации ритуала. Миф о Хрунгнире и его сердце также увязывается с историей Торстейна Мощи Хуторов и его оружия, исторгающего огонь при ударе: трёхгранного камня и стального шипа карлика-дверга, что возвращаются в руку метнувшего.

Представление о людях, связанных с богами, является универсальным и исконным. Уже древние египтяне считали себя связанными с богом солнца, можно найти аналогии этому и во многих других культурах. Представление о Тьяльви, связанном с Тором (sífuni), потому никоим образом не является радикальным, даже если Тьяльви — человек, и оно могло бы быть мифической интерпретацией связи ритуального специалиста с богом грома. С тех пор он воспринимался человеком у Снорри и великаном в «Песне о Хюмире», и если этимология его имени действительно указывает на его эльфийское происхождение, это могло бы свидетельствовать, что категория существ, к которым принадлежит Тьяльви, была не столь важной. Важным моментом, возможно, было то, что он не являлся богом. Однако это также поднимает новые вопросы. В какой мере мог его почитатель — или он лично — обращаться к богу, и когда нуждались он или она в ком-то для передачи его/её просьбы? Здесь мы обращаемся к различным видам контакта между человеком и божеством: мореплаватель по-прежнему мог воззвать к Тору, прося лучшей погоды, но новая вера Исландии заботилась о местном ритуальном специалисте.

Выводы?

В свете религиозного окружения, этимологическое объяснение имени Þjálfi могло бы указать нам правильное направление: он некто, кто помогает и позволяет Громовержцу достичь успеха, освобождая его (как Thoor Olmai в саамской мифологии) и прокладывая ему путь. Это то, что делает Тьяльви в эпизоде с Хрунгниром, где его можно было бы интерпретировать как высекающего огонь, создаваемый встречей стали и точильного камня.

Эта группа идей и перетекание их между различными религиями показывают, что мотивы, ассоциируемые с богом грома, вероятно, имели региональные вариации, и что «традиционная доминанта» привлекала различные мотивы в различных сочетаниях между культурами и даже в пределах каждой культуры. Как видно из поэмы «Драпа о Торе» в сравнении с прозаической версией Снорри, где он излагает эпизод с Хрунгниром, даже в пределах узкой среды, в которой действовал Снорри, имеются вариации, которые могли бы быть выражением различных традиций и жанров в большей степени, чем редакцией текста со стороны Снорри. Так как разночтения в рассмотренных здесь материалах столь значительны, мы можем прийти к заключению, что мифологический помощник бога грома в саамской и древнесеверной религии был персонажем и концепцией, для которых центральной являлась идея помощника и природного явления, а форма (расовая принадлежность, число персонажей) была вторична. Это также можно было бы интерпретировать как центральную тему для Громовержца: он может действовать не в одиночку. В эпизодах, где он так действует («Перебранка Локи», «Песнь о Харбарде») на это обстоятельство указывают как на нечто исключительное. Довольно странно при этом, что Снорри Тора именует einriði, одиноким ездоком или ездящим в одиночку. Сравнительное исследование показывает, что список слов, связанных с ритуальным специалистом в саамском материале и мифологический образ Thoor-olmai как раз и был одной таких из упомянутых вариаций. Это открывает дорогу для идеи про Тьяльви, имеющего те же самые черты, и, возможно, демонстрирующего это в мифе о Хрунгнире. В сочетании с редкой и довольно неясной информацией про Ukon poika из финских мифов, и со столь же неясным упоминанием в скальдической поэзии возможного тесного родства Тьяльви с богом грома, можно высказать предположение о Тьяльви как о мифологической интерпретации ритуального специалиста.


Источник →

Ключевые слова: Книги
Опубликовал ИВАН БАЛАНДИН , 08.10.2017 в 11:04

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей Юрьевич Буянов
Сергей Юрьевич Буянов 8 октября 17, в 15:20 Та-та-лата-маталата, ничего не разобрать! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1

Универсальный блок

Несколько слов о сайте и его задачах в теме НОВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ САЙТ...

Блог
Джин Тирни

Джин Тирни

ДЖИН ТИРНИ 19 ноября 1920 года родилась Джин Тирни ( Gene Tierney ) , блистательная американская актриса, "новая Джоконда" с загадочной улыбкой, "золотая девушка Голливуда". "Хотя Джин казалась красивой и в кино, и на фотографиях, камера не передавала и десятой д…

ИВАН БАЛАНДИН 22 апр, 11:00
0 0
Кто сформировал денежный навес политической системы РИ?

Кто сформировал денежный навес политической системы РИ?

Кто сформировал "денежный навес" политической системы РИ? В 1687-1708 годах дела были таковы, что Украина разделялась на левобережную и правобережную, а гетманом первой являлся Иван Степанович Мазепа. Появление произошло из украинской шляхты. В воспитательных бумагах польского кор…

ИВАН БАЛАНДИН 22 апр, 10:18
0 0
Дворянство и промышленные металлы подставили обществу свои плечи

Дворянство и промышленные металлы подставили обществу свои плечи

Дворянство и промышленные металлы подставили обществу свои плечи Гавриил Иванович Головкин, несмотря на то, что его брат был преступником, являлся государственным деятелем, а с 1707 года и графом. Родом он состоял из дворян. Первым из Головкиных на службу ко двору поступил его дед, благо…

ИВАН БАЛАНДИН 19 апр, 21:03
0 0
Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение

Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение

Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение Вставная повесть о Пилате у Булгакова… представляет собой апокриф, весьма далекий от Евангелия. Главной задачей писателя было изобразить человека, "умывающего руки", который тем самым предает себя. А. Мень …

ИВАН БАЛАНДИН 14 апр, 13:40
0 0
СТРАШНОЕ ОРУЖИЕ ЗНАМЕНИТЫХ ГОРЦЕВ

СТРАШНОЕ ОРУЖИЕ ЗНАМЕНИТЫХ ГОРЦЕВ

Страшное оружие знаменитых горцев ДИРК - (гэльск. Biodag) традиционный шотландский кинжал. Дирк является производной от кинжала баллок. Дирк довольно серьезное оружие с прямым клинком, плавно сбегающим к острию. Как правило клинок длиной около 300 мм, с полуторной, реже односторо…

ИВАН БАЛАНДИН 13 апр, 18:56
+1 0
Космос. Есть ли перспективные миры?

Космос. Есть ли перспективные миры?

Космос. Есть ли перспективные миры? История освоения космоса — самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы вы…

ИВАН БАЛАНДИН 12 апр, 22:56
+1 0
ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ПОХОДОВ. НО ЭТО НЕ ТО, О ЧЕМ ВЫ ПОДУМАЛИ

ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ПОХОДОВ. НО ЭТО НЕ ТО, О ЧЕМ ВЫ ПОДУМАЛИ

Женщины во время военных походов. Но это не то, о чем вы подумали Маркитанты - профессия Кто такой Маркитант, его функции. Что делает профессиональный Маркитант, его качества, должностные инструкции, обязанности и профессиональные заболевания. Что значит плохой и хороший Маркитант.…

Виктор Суворов 9 апр, 20:40
0 0
1920-е годы. Любовь и революция

1920-е годы. Любовь и революция

1920-е годы. Любовь и революция После революции социальные эксперименты начались во всех областях общественной жизни. Изменения представлений о браке и любви, произошедшие в среде радикально настроенной молодежи, можно назвать сексуальной революцией. С начала 20-х годов …

ИВАН БАЛАНДИН 8 апр, 11:39
+1 0
Воскресение Христово – Пасха. Традиции, обычаи, приметы

Воскресение Христово – Пасха. Традиции, обычаи, приметы

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО – ПАСХА. ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. От даты Пасхи зависит и Устав церковной службы (с этого дня начинается отсчет «столп…

ИВАН БАЛАНДИН 8 апр, 09:54
0 0
ГЕРОИ АЛЕКСАНДРА ДЮМА. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ ИЛИ ПРОСТО НАСМЕШКА СУДЬБЫ

ГЕРОИ АЛЕКСАНДРА ДЮМА. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ ИЛИ ПРОСТО НАСМЕШКА СУДЬБЫ

Герои Александра Дюма. Вернуться домой, чтобы умереть или просто насмешка судьбы Френд Усачева подала мне идею написать цикл заметок «Проклятые королевы», о знаменитых правительницах, жизнь которых трагически оборвалась: Мария Стюарт, Мария-Антуанетта, Элизабет Баварская, Александра Фе…

ИВАН БАЛАНДИН 7 апр, 17:13
0 0

Последние комментарии

Людмила Малкина
Все картины классные!
Людмила Малкина Художник Орест Кипренский
Леонид Минаков
Виктория Козина (Гуща)

Последние комментарии

Людмила Малкина
Все картины классные!
Людмила Малкина Художник Орест Кипренский
Леонид Минаков
Виктория Козина (Гуща)
валерий Арутюнов
Виктория Козина (Гуща)
валерий Арутюнов
Людмила Малкина
Людмила Малкина
Людмила Малкина
Людмила Малкина